Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого. Огромен масштаб дарования этого ярчайшего человека – актёра, поэта, барда. Вся его недолгая жизнь – сорок два с половиной года, пришлась на вторую половину прошлого столетия. Высоцкий – звезда любимовской Таганки, одного из самых интересных театральных явлений 60-х и 70-х. Несмотря на запреты кинематографического начальства, он сыграл множество запомнившихся киноролей. И, всё же главное наследие Высоцкого – его стихи. Стихи Высоцкого, его песни как эхо отражали все значимые события современного ему мира, точно и ёмко говорил он о недавнем прошлом, писал яркие, афористичные песни-сказки. При жизни Высоцкий сталкивался с постоянными запретами властей – запретами сниматься, запретами давать концерты, запретами упоминания его имени в СМИ (я уже не говорю о том, что не могло быть и речи о печати сборников стихов Высоцкого – его стихи шельмовались назначенными литераторами как «низкий жанр»). Но даже жёсткая цензура советского времени была не в силах заглушить его голос, звучавший с катушек магнитофонов из миллионов окон. Высоцкий написал сотни песен, которые слушают и поют поколения, родившиеся после его смерти – это свидетельство глубины лучших его стихотворений… * * * Почему всё не так? Вроде всё как всегда: То же небо опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода, Только он не вернулся из боя. Мне теперь не понять, кто же прав был из нас В наших спорах без сна и покоя. Мне не стало хватать его только сейчас, Когда он не вернулся из боя. Он молчал невпопад и не в такт подпевал: Он всегда говорил про другое. Он мне спать не давал, он с восходом вставал, А вчера не вернулся из боя. То что пусто теперь – не про то разговор, Вдруг заметил я: нас было двое. Для меня будто ветром задуло костёр, Когда он не вернулся из боя. Нынче вырвалась, будто из плена весна, По ошибке окликнул его я: «Друг, оставь покурить» – А в ответ тишина... Он вчера не вернулся из боя. Наши мёртвые нас не оставят в беде: Наши мёртвые как часовые. Отражается небо в лесу как в воде, И деревья стоят голубые. Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время – текло для обоих. Всё теперь одному, только кажется мне: Это я не вернулся из боя. БЕЛОЕ БЕЗМОЛВИЕ Все года, и века, и эпохи подряд Всё стремится к теплу от морозов и вьюг. Почему ж эти птицы на север летят, Если птицам положено только на юг? Слава им не нужна и величие. Вот под крыльями кончится лёд – И найдут они счастие птичее Как награду за дерзкий полёт! Что же нам не жилось, что же нам не спалось? Что нас выгнало в путь по высокой волне? Нам сиянье пока наблюдать не пришлось, – Это редко бывает – сиянья в цене. Тишина. Только чайки – как молнии, – Пустотой мы их кормим из рук. Но наградою нам за безмолвие Обязательно будет звук! Как давно снятся нам только белые сны – Все иные оттенки снега занесли. Мы ослепли – темно от такой белизны, – Но прозреем от чёрной полоски земли. Наши горла отпустит молчание, Наша слабость растает как тень, – И наградой за ночи отчаянья Будет вечный полярный день! Север! Воля, надежда, страна без границ. Снег без грязи – как долгая жизнь без вранья. Вороньё нам не выклюет глаз из глазниц – Потому что не водится здесь воронья. Кто не верил в дурные пророчества, В снег не лёг ни на миг отдохнуть, Тем наградою за одиночество Должен встретиться кто-нибудь! РАЙСКИЕ ЯБЛОКИ Я когда-то умру – мы когда-то всегда умираем, – Как бы так угадать, чтоб не сам – чтобы в спину ножом: Убиенных щадят, отпевают и балуют раем, – Не скажу про живых, а покойников мы бережём. В грязь ударю лицом, завалюсь покрасивее набок, И ударит душа на ворованных клячах в галоп. В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок. Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб. Прискакали – гляжу – пред очами не райское что-то: Неродящий пустырь и сплошное ничто – беспредел. И среди ничего возвышались литые ворота, И огромный этап – тысяч пять – на коленях сидел. Как ржанёт коренной! Я смирил его ласковым словом, Да репьи из мочал еле выдрал и гриву заплёл. Седовласый старик слишком долго возился с засовом – И кряхтел и ворчал, и не смог отворить – и ушёл. И измученный люд не издал ни единого стона, Лишь на корточки вдруг с онемевших колен пересел. Здесь малина, братва, – нас встречают малиновым звоном! Всё вернулось на круг, и распятый над кругом висел. Всем нам блага подай, да и много ли требовал я благ? Мне – чтоб были друзья, да жена – чтобы пала на гроб, – Ну а я уж для них наберу бледно-розовых яблок. Жаль, сады сторожат и стреляют без промаха в лоб. Я узнал старика по слезам на щеках его дряблых: Это Пётр Святой – он апостол, а я – остолоп. Вот и кущи-сады, в коих прорва мороженных яблок. Но сады сторожат – и убит я без промаха в лоб. И погнал я коней прочь от мест этих гнилых и зяблых, – Кони просят овсу, но и я закусил удила. Вдоль обрыва с кнутом по-над пропастью пазуху яблок Для тебя привезу: ты меня и из рая ждала! МОЙ ГАМЛЕТ Я только малость объясню в стихе – На всё я не имею полномочий... Я был зачат, как нужно, во грехе – В поту и нервах первой брачной ночи. Я знал, что, отрываясь от земли, – Чем выше мы, тем жёстче и суровей; Я шёл спокойно прямо в короли И вёл себя наследным принцем крови. Я знал – всё будет так, как я хочу, Я не бывал внакладе и в уроне, Мои друзья по школе и мечу Служили мне, как их отцы – короне. Не думал я над тем, что говорю, И с лёгкостью слова бросал на ветер – Мне верили и так, как главарю, Все высокопоставленные дети. Пугались нас ночные сторожа, Как оспою, болело время нами. Я спал на кожах, И злую лошадь мучил стременами. Я знал – мне будет сказано: «Царуй!» – Клеймо на лбу мне рок с рожденья выжег. И я пьянел среди чеканных сбруй, Был терпелив к насилью слов и книжек. Я улыбаться мог одним лишь ртом, А тайный взгляд, когда он зол и горек, Умел скрывать, воспитанный шутом, – Шут мёртв теперь: «Аминь!» Бедняга Йорик!.. Но отказался я от дележа Наград, добычи, славы, привилегий: Вдруг стало жаль мне мёртвого пажа, Я объезжал зелёные побеги... Я позабыл охотничий азарт, Возненавидел и борзых, и гончих, Я от подранка гнал коня назад И плетью бил загонщиков и ловчих. Я видел – наши игры с каждым днём Всё больше походили на бесчинства, – В проточных водах по ночам, тайком Я отмывался от дневного свинства. Я прозревал, глупея с каждым днём, Я прозевал домашние интриги. Не нравился мне век, и люди в нём Не нравились, – и я зарылся в книги. Мой мозг, до знаний жадный, как паук, Всё постигал: недвижность и движенье, – Но толка нет от мыслей и наук, Когда повсюду им опроверженье. С друзьями детства перетёрлась нить, Нить Ариадны оказалась схемой. Я бился над словами быть, не быть, Как над неразрешимою дилеммой. Но вечно, вечно плещет море бед, – В него мы стрелы мечем – в сито просо, Отсеивая призрачный ответ От вычурного этого вопроса. Зов предков слыша сквозь затихший гул, Пошёл на зов, – сомненья крались с тылу, Груз тяжких дум наверх меня тянул, А крылья плоти вниз влекли, в могилу. В непрочный сплав меня спаяли дни – Едва застыв, он начал расползаться. Я пролил кровь, как все, – и, как они, Я не сумел от мести отказаться. А мой подъём пред смертью – есть провал. Офелия! Я тленья не приемлю. Но я себя убийством уравнял С тем, с кем я лёг в одну и ту же землю. Я Гамлет, я насилье презирал, Я наплевал на датскую корону, – Но в их глазах – за трон я глотку рвал И убивал соперника по трону. Но гениальный всплеск похож на бред, В рожденьи смерть проглядывает косо. А мы всё ставим каверзный ответ И не находим нужного вопроса. ПОЭТАМ И ПРОЧИМ, НО БОЛЬШЕ – ПОЭТАМ Кто кончил жизнь трагически, – тот истинный поэт! А если в точный срок – так в полной мере! На цифре 26 один шагнул под пистолет, Другой же – в петлю слазил в «Англетере». А в 33 – Христу (он был поэт, он говорил: «Да! Не убий!» Убьёшь – везде найду, мол!)... Но – гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил, И гвозди в лоб, чтоб ни о чём не думал. С меня при слове «37» в момент слетает хмель. Вот и сейчас вдруг холодом подуло – Под этот год и Пушкин подгадал себе дуэль, И Маяковский лёг виском на дуло. Задержимся на цифре 37. Коварен Бог – Ребром вопрос поставил: или-или! На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо, А нынешние как-то проскочили. Дуэль не состоялась или перенесена, А в тридцать три распяли, но не сильно, А в тридцать семь – не кровь, да что там кровь! – и седина Испачкала виски не так обильно. Слабо стреляться?! В пятки, мол, давно ушла душа?! Терпенье, психопаты и кликуши! Поэты ходят пятками по лезвию ножа И ранят в кровь свои босые души. На слово «длинношеее» в конце пришлось три «е». «Укоротить поэта!» – вывод ясен. «И нож в него!» – но счастлив он висеть на острие, Зарезанный за то, что был опасен! Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр! Томитесь, как наложницы в гареме: Срок жизни увеличился – и может быть, концы Поэтов отодвинулись на время.

Теги: стих

Теги других блогов: стих